Какова цена монополий?
|
| ||||
В интервью РБК daily и.о. заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин заявил о том, что многие компании серьезно рассматривают возможность перевода своих офисов за МКАД: «Думаю, что всем компаниям, которые активно работают на новых территориях — RDI Group, ГК «ПИК», «Масштаб», «ИнвестТраст», ГК «Мортон», ГК «МИЦ», — это было бы удобно. Они интересуются, но решений пока не приняли». Скорее всего, примут, особенно после такого «прозрачного намека». Однако сколько же всего будет необходимо сделать оставшимся девелоперским компаниям в благодарность за помощь государства в момент произошедшей искусственной олигополизации отрасли?
Формальные отличия рыночной экономики от плановой, свободной конкуренции от олигополии известны всем. Равно как и виды монополий и олигополий – естественные и искусственные, первые образовываются или по причине особенностей товара (например, метрополитен), или по причине уникальности компании и наличия кардинальных конкурентных преимуществ. А вот искусственные олигополии легко могут создаваться и за счет искусственно созданных высоких барьеров для входа в отрасль. В качестве яркого примера можно привести требования к минимально допустимому объему производства (в частности, «комплексное освоение территорий», «строительство бюджетной инфраструктуры»), барьеры для мелкого и среднего бизнеса («запрет точечной застройки») и иные меры. У естественных и искусственных олигополий есть отличия, и ключевое – естественные олигополии/монополии являются гигантами производства за счет внутренних причин, а вот за право стать искусственным монополистом всегда приходится платить. И самый сложный момент заключается в том, что компании могли бы стать столь крупными и успешными именно за счет внутренних конкурентных преимуществ – в частности, у всех перечисленных компаний они имеются – но при созданной искусственно олигополии фактическое, пусть и неформальное, руководство их деятельностью находится уже под сторонним контролем. Пожелания и рекомендации по возведению застройщиком бюджетной социальной инфраструктуры, рекомендации по предпочтительному расположению проектов, рекомендации по составу проектов, наконец, такие «мелочи», как местоположение офисов компаний – только за последний год количество «рекомендаций» девелоперским компаниям уже говорит о многом. Впрочем, именно данный факт и обуславливает достаточно высокие цены на новое жилье, в том числе в Новой Москве и в Московской области. Несмотря на значительные объемы строящегося жилья, цены вызывают много вопросов у экспертов рынка и у покупателей, однако с учетом того, сколько «рекомендаций» приходится выполнять девелоперским компаниям, цены на жилье вполне оправданы. И даже такой сегмент, как апартаменты, уже находится под угрозой. И.о. руководителя департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин заявил о разработке норм, предусматривающих создание инфраструктуры и при строительстве апартаментов – есть вероятность, что такие нормы будут приняты уже в следующем году. В результате, для иностранных инвесторов пока остается привлекательным только сегмент коммерческой недвижимости, а в секторе жилой недвижимости (и, в будущем, вероятно апартаментов) иностранных инвесторов крайне мало. Для развитых стран естественно даже то, что и коммуникации должно обеспечивать государство, не говоря о бюджетной социальной инфраструктуре. В России же вся нагрузка планируется именно на оставшиеся еще на рынке отечественные девелоперские компании, которым пока еще это остается выгодно. http://www.consulting-development.ru |
|
Актуально
- Видео. Кто сможет получить землю бесплатно
- Видео. Москва 24. Программа «Экономика»: Как изменились спрос и предложение на земельные участки
- "Экономика": Как получить землю бесплатно
- Федеральный закон о внесении изменений в Земельный кодекс от 23.06.2014
- Около 40 миллионов гектар земли в России используется не по назначению
- Оформить землю в собственность станет проще
- Закон об изъятии земельных участков в Новой Москве от 5 апреля 2013 г.
- Дороги Подмосковья: настоящее и будущее
- Быстрое продвижение проектов, увеличение узнаваемости бренда на рынке недвижимости
- Приватизация государственных земель. Видео