Доклад на "правительственном часе" 17 февраля 2010 г.
|
| ||||
В последние годы в агропромышленном комплексе произошли значительные перемены. Это связано как с реализацией национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", так и с приходом новой команды Минсельхоза.
В агропромышленный комплекс пришли масштабные инвестиции. Вместе с ними на село приходит бизнес, в том числе крупный и средний. И - что особенно важно - приходят талантливые, неординарные люди из других сфер бизнеса, для которых возрождение села становится делом жизни. Тем более актуальным становится вопрос оформления прав собственности на сельхозугодья. Положенный в основу приватизации сельхозземель принцип долевой собственности так и не привел к созданию полноценной рыночной среды в агропромышленном комплексе. Это связано с тем, что не работает механизм трансформации виртуальных прав в виде свидетельств на земельные доли в реальные права на земельные участки. По состоянию на 1 января 2009 года в собственности граждан и юридических лиц находится 32 % земель сельхозназначения (30% - граждане, 2 % - юр.лица). При этом из 12 млн. граждан - собственников земельных долей всего лишь 3,5% имеют государственную регистрацию прав. Земельная реформа продолжается почти 20 лет. А мы все еще находимся не более чем в середине пути в процессе формирования земельных участков сельхозназначения, оформления и разграничения прав собственности на них. Понятно, что земельная реформа "буксует". Сегодня ясно, что нужны новые подходы к решению проблем, в том числе на законодательном уровне. В конце января Государственной Думой принят в первом чтении законопроект, который во многом призван решить эти проблемы. Законопроектом: 1) упрощается процедура формирования земельных участков в счет земельных долей и порядок государственной регистрации прав на земельные доли; 2) органы местного самоуправления наделяются новыми полномочиями, что позволит им организовать проведение общих собраний участников долевой собственности и решать все ключевые вопросы; 3) предусматриваются правила вовлечения в оборот невостребованных и вымороченных земельных долей, правила передачи их в публичную собственность; 4) вводится возможность отказа от права на земельные доли. В законопроекте также предпринята попытка решить вопрос с изъятием неиспользуемых или ненадлежащее используемых земельных участков. Это безусловно очень важный вопрос. Но уповать исключительно на административное вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот не совсем правильно. Важно устранять административные барьеры, устанавливать экономические стимулы развития сельскохозяйственного производства, развивать производственную, транспортную и институциональную инфраструктуру. Необходимо строить элеваторы, развивать дорожную сеть, снижать тарифы на энергоносители, принимать меры поддержки для экспортеров зерна. В отсутствие необходимых производственных мощностей, неразвитой инфраструктуры изобилие зерна становится таким же бедствием для производителя, как и неурожаи. Недавно был принят важнейший документ - Доктрина продовольственной безопасности страны. Наряду с госпрограммой развития сельского хозяйства - это стратегический ориентир для нашей совместной работы. Сегодня есть все предпосылки для того, что эта работа окажется успешной. |
|
Актуально
- Видео. Кто сможет получить землю бесплатно
- Видео. Москва 24. Программа «Экономика»: Как изменились спрос и предложение на земельные участки
- "Экономика": Как получить землю бесплатно
- Федеральный закон о внесении изменений в Земельный кодекс от 23.06.2014
- Около 40 миллионов гектар земли в России используется не по назначению
- Оформить землю в собственность станет проще
- Закон об изъятии земельных участков в Новой Москве от 5 апреля 2013 г.
- Дороги Подмосковья: настоящее и будущее
- Быстрое продвижение проектов, увеличение узнаваемости бренда на рынке недвижимости
- Приватизация государственных земель. Видео